Антон Успенский (a_uspensky) wrote,
Антон Успенский
a_uspensky

Categories:

"Северный стиль" в Русском музее


a_uspensky.imgsrc.ru
. Константин Алексеевич Панков.1910-1941. Ненец (самоед). Охотник. Вторая половина 1930-х. Бумага, акварель, гуашь. 62,5х87,5

Выставка "След метеора" открыта в Мраморном дворце, на ней впервые представлена воссоединенная коллекция работ студентов Института народов Севера, в 1950-е разошедшаяся в Музей Арктики и Антарктики, Этнографический и Русский.

Теме "северного стиля" посвящена одна из глав в моей книге "Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов". Привожу ее ниже (сноски к цитатам отсутствуют по тех. причинам).


«В 1930-е годы, в Ленинграде, на территории Александро-Невской лавры, находилось удивительно интересное высшее учебное заведение, именуемое Институтом народов Севера. В нем обучались студенты вогулы, ненцы, чукчи, нивхи и другие северные народности» . Уникальная институция первоначально называлась рабфаком северных и восточных народностей, сформированная в 1926 году по инициативе и при участии этнографа В. Богораза. Этот ученый, несколько лет проживший среди чукчей, был, по воспоминаниям художника Курдова, чудаковатым, неуемным человеком, обуреваемым страстью к науке. В 1930 году факультет реорганизовали в самостоятельный Институт народов Севера (ИНС). Приезжавшие для обучения студенты, что было одним из условий приема, вовлекались в научную и практическую исследовательскую работу.

С 1926 по 1928 год в институте работал изокружок, которым руководил Петр Соколов, «догадавшийся, что северян надо не столько «учить художеству», сколько не мешать им выявлять то, что было заложено в их пробуждающемся сознании». В их рисунках он увидел «необычайную и свежую интерпретацию пространства, с очень сильным чувством единства человека и природы» . Соколов не был случайным провидцем, оказавшемся на этом месте, – в Иркутске он учился в известной студии-мастерской Ивана Копылова, художника и педагога, раньше других обратившегося к проблеме «сибирского стиля». На Первом съезде художников-сибиряков в 1927 году Копылов говорил: «Искусство, прикасаясь к корням народного творчества, всегда возрождалось… За границей мечтают съездить в Африку: там тяга к негритянскому, первобытному, там усталость от однообразия европейской жизни. А у нас здесь – все, мы имеем близко под руками – первобытность, азиатское… Я думаю, Сибирь даст в будущем и Венецию, и Флоренцию, и Мюнхен. Сибирь для развития искусства я считаю самым удобным местом в СССР».


a_uspensky.imgsrc.ru
. Константин Алексеевич Панков.1910-1941. Ненец (самоед). Ловля птиц. 1936-1939. Бумага, гуашь. 67,8х86

Преемниками Соколова в ИНС стали скульптор Леонид Месс и художник Алексей Успенский. Студентам-северянам предлагались не натурные штудии с традиционных натюрмортов и гипсовых слепков, а «домашнее задание» – самостоятельные рисунки на темы родного быта. Это оказалось для них абсолютно новой задачей, изобразительная культура Севера тысячелетиями развивалась в пределах знаковой системы, применяемой и для сюжетных сцен, и для орнаментальных мотивов.

В 1929 году в Русском музее была устроена выставка «Искусство народностей Сибири», по материалам которой в статье «Работы художественных мастерских Севфака» Л. Месс писал: «мы имеем дело не с «детским рисунком» или пленяющей гурманов от искусства «дикостью», а с определенной системой изобразительного мышления, свойственной данным группам народностей». Северяне не смешивали «нормы» метра и слова, а учились пользоваться изобразительными средствами, существовавшими в народном искусстве. Такт и внимание педагогов помогали студентам разработать в классе материал, появившийся в домашних рисунках «в эмбриональном и как бы бессознательном состоянии».

В 1934 году в ИНС начал учебу северянин Константин Панков, в чьем творчестве «последовательно и полно реализовался живописный стиль северян» . Образы Панкова приходили через рассказ-воспоминание: «там-то я охотился, река в такой-то местности так-то двигается… Какие реки, какие леса, как неводят, в какой местности…». Постепенно его живопись все более подчинялась авторскому началу, появлялся уверенный монтаж планов, свобода построения композиции, гармония полифоничного цвета.


a_uspensky.imgsrc.ru
Андрей Петрович Агилев. 1913-? Селькуп (остяк). Голова. 1937. Терракота тонированная. 23х19х13,5

На выставке художников-северян 1939 года выступал скульптор Александр Матвеев, утверждавший значимость языка этого искусства: «Реализм бывает всякий, реализм бывает очень расхлябанный, очень развязный, очень приблизительный, а этот реализм устремляется как раз туда, куда влекло всех больших деятелей искусства, то есть к точному языку» .

Репрессии, ударившие по ученым сотрудникам и советское администрирование, привели институт в конце 1930 годов практически к закрытию, на обсуждении той же выставки Панков говорил: «наша дирекция, партийная организация не интересуется развитием искусства, – считает пустяком, ерундой».


a_uspensky.imgsrc.ru
Константин Алексеевич Панков.1910-1941. Ненец (самоед). Домик рыбачьего поселка. Вторая половина 1930-х. Бумага, гуашь, акварель. 68,8х91,8

Предмет живописи преподавал А. Успенский, о работе которого остались воспоминания его друга Николая Лапшина: «В Институте народов Севера Алексей Александрович организовал студию и там блестяще развернул работу, вызвал к жизни народное творчество народов Севера, и делали у него в студии действительно обворожительные гуаши и клеевую живопись. Вышли у него из студии и художники-северяне. Правда, мало кому что удалось, профиль ИНС был иной: требовались политработники, а не художники. Но дело сделано, работы северян многие видели, оценили, и жаль, конечно, что громадное дело – возможности настоящего народного искусства – не вышло в жизнь как полнокровное искусство. Но его северяне не забудут» .

Искусство Севера стало известным благодаря выставкам в Москве и Ленинграде, пользовалось огромным успехом на парижской Всемирной выставке 1937 года (диплом и большая золотая медаль) и на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Чувство пространства и материала в работах северян было альтернативой тем формальным принципам, что заложены Ренессансом в основу всей европейской живописи. Николай Пунин считал, что форма, измененная через обращение к примитиву, приведет к значительным преобразованиям содержания, в чем авторскому искусству северных народностей Сибири принадлежит историческая роль.
Subscribe

  • 1 день для uspensky_anton

    Журнал a_uspensky Базовый аккаунт [Купить] Создан 2008-06-09 15:57:33 (#15821608), обновлялся 2012-03-31 793 записи в журнале 4 005 комментариев…

  • в реал

    Подскажите, где кнопка "удалить журнал"?

  • наб. Робеспьера

    a_uspensky.imgsrc.ru Когда я впервые узнал о соционике, у меня был тип "робеспьер". Но прошли годы, я не удержался на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments