Антон Успенский (a_uspensky) wrote,
Антон Успенский
a_uspensky

Category:

Ленинбург

69.10 КБ

«Город Ленина» – второе имя Ленинграда в советскую эпоху. Переименованный из Санкт-Петербурга в 1914 в Петроград, в 1924 (год смерти Ленина) город стал Ленинградом и оставался им до 1991 года. Памятники революционеру Владимиру Ульянову, ставшему всемирно известным под конспиративной кличкой-фамилией Ленин, начали ставить еще в последние месяцы его жизни.
К 1979-му их, по официальным данным, насчитывалось 75, помимо мемориальных досок и памятников, установленных в пригородах.

Как сегодня выглядят памятники вождю, ведь, судя по взрыву на площади Финляндского вокзала, они не оставляют нас равнодушными?
 

В первые годы после Октябрьской революции советской власти потребовалась новая, революционная духовность, и жертвы преображались в новых святых, чьи останки хоронили в публичных местах (Марсово поле в Ленинграде, Красная площадь в Москве) и обеспечивали ритуалами поклонения. Необходимость собственной, «атеистической религии» для победившего класса рабочих и крестьян, приводила к созданию новых культовых и мемориальных сооружений, главным из которых был мавзолей с телом Ленина. Памятники же напоминали о нетленности этого тела, что подтверждало вечность и неизменность коммунистической идеологии.

 сзади на брандмауэре видна сохранившаяся советская "реклама" - карта ленинских мест Петроградского района 

Самый первый памятник был открыт в Ленинграде 7 ноября 1923г. в подъезде дома № 48, который был связан с периодом подпольной биографии вождя. Этот бюст был отлит из гипса, а в начале 30-х – из бетона и перенесен на угол Большого проспекта Петроградской стороны и улицы, ставшей носить имя Ленина. В 1960-м году бюст работы скульптора М. Харламова был воспроизведен в граните и сохранился в таком виде до наших дней.



Самый ранний среди не изменившихся памятников стоит перед «Невским заводом» на проспекте Обуховской обороны. Он был открыт 8 августа 1926г. и отличается редкостным натурализмом в передаче реальных пропорций и портретных черт этого коренастого человека с большой головой. Известно, что скульптор Михаил Харламов делал зарисовки с Ленина еще при жизни, и потом лепил его голову в первые дни после смерти, для чего специально ездил в Москву.

 пластичный памятник, прекрасно вписанный в пространство площади 

В том же 1926-м, по традиции, в годовщину революции, был открыт знаменитый памятник перед Финляндским вокзалом. Ленин изображен скульптором С. Евсеевым как страстный оратор на башне бронепоезда, на котором он, по легенде, приехал на вокзал и тут же обратился к встречающим с пламенной речью. Площадка перед гранитным постаментом до недавних событий была местом встреч коммунистов, почти ровесников памятника. По воскресеньям они приносили сюда красные знамена, продавали партийные газеты (цена – 5-10 рублей), и бурно обсуждали актуальные политические темы.



Памятник у Смольного института был открыт в 1927г. и позже многократно повторен в разных городах СССР, в том числе и в Ленинграде (скульптор В. Козлов, архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх). Ленин-трибун с энергичным жестом выброшенной вперед правой руки – такой вариант прочтения темы памятника стал впоследствии наиболее частым, и, не в последнюю очередь, благодаря памятнику у Смольного. Сейчас ленинская жестикуляция выглядит пророческой, – в одном ракурсе он указывает на трехцветный флаг новой России, в другом – на восстановленного на фасаде здания двуглавого царского орла.



Интересно, что повтор этого памятника был установлен (в том же 1927-м) у ленинградского предприятия, до сих пор носящего имя «Абразивный завод Ильич». Сегодня голубые ели, окружающие постамент, так разрослись, что практически скрыли за собой позеленевшую бронзу отливки.


 вид на памятник сквозь больничную ограду 

В 1930-х на Большом проспекте Васильевского острова появилось два (из сохранившихся на сегодня) памятника Ленину. У больницы (также имени Ленина), фигура в натуральную величину воспринимается ненавязчиво, почти интимно, вероятно автор – скульптор В. Пинчук – учел печальную атмосферу места.



Зато перед административным зданием у дома 55 скульпторы. В Козлов и А. Крыжановский добились крайней схематичности памятника, приведя стоящего «солдатиком» Ленина к обобщенности геометрической стелы.

Иная трактовка была необходима С. Меркурову в 1932-ом для парка Политехнического института – Ленин как ученый, наставник и образец для учащейся молодежи.

Его точная копия оживляет участок Ботанического сада, где уединенно размышляющий в кресле Ленин заботливо спрятан среди растительного изобилия.

 скульптор М. Аникушин, 1970 г. 

Образ Ленина менялся на протяжении всей советской эпохи, более выпуклыми становились черты, выгодные актуальной партийной политике, глубже в тень уходили реальные слова и поступки живого человека. Слово «Ленин» быстро превратилось из пароля и символа в анекдот и штамп, памятники эволюционировали от характерного сходства к нивелированным чертам сверхчеловека – мудреца, стратега, философа, провидца, гуманиста – отца нового государства и нового народа.

Постоянство в появлении все новых памятников порождало и курьезы, самый знаменитый из них случился в Челябинске. Там в центральном сквере открывали монумент, где Ленин был решен в канонической позе – указывая правой рукой дорогу в будущее. Причем в руке он сжимал кепку. Автор, один ленинградский скульптор, а с ним и все остальные участники торжественного митинга, только после того, как с памятника стянули ткань, обнаружили, что на голове у вождя надета кепка. Вторая, с учетом той, что находилась в указующей руке… За ночь лишнюю кепку убрали и открыли памятник еще раз.

В Ленинграде наиболее адекватный памятник находился возле Дома Культуры пищевиков. Пропорции первого главы Советского государства отвечали месту расположения – необычайная упитанность бронзовой фигуры подтверждала постоянно растущие успехи работников советской пищевой промышленности.

рядом с домом ветеранов войны на Крестовском
 
 профиль в тондо на школе, ул. Маяковского

Так же, как существовали художники, специализирующиеся на воспроизведении образа Ленина, так и целые производственные объединения выполняли заказы исключительно по массовой отливке памятников и бюстов вождя. В первые годы после распада Советского Союза спрос на памятники резко упал, практически прекратился, и заводы продавали запасы монументальной скульптуры со своих складов по цене бронзы. Эти обстоятельства обеспечили появление в те годы в Европе и Америке больших частных коллекций специфического профиля. Например, на одном американском ранчо, среди достижений капиталистического производства, в степном пейзаже и сейчас расставлены разнообразные памятники вождю мирового пролетариата.



Старшее поколение горожан называет себя «ленинградцами, живущими в Петербурге», и в этой шутке – лишь доля шутки. Имя, как энергия, заключенная в любой сущности, изменила город. Изменения стали частью биографий поколений его жителей. А памятники Ленину стали частью городского пейзажа, причем настолько привычной, что иногда совсем незаметной. И новое поколение ленинградцев-петербуржцев с «чистого листа» читает привычный образ:

– Кто там, на знамени?
– Это Ленин, сынок.
– А это реклама чего?


 


Tags: Ленин, питер, фотография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments